• Этот текст можно изменить
    в управлении
    Система -> Основные настройки -> Контактная информация
Поиск
Новости
21.12.2017

О выявленных нарушениях законодательства в области ветеринарии

На прошедшей, в период с 15 по 17 декабря 2017 года, зимней сельскохозяйственной ярмарке (г. Петрозаводск, ул. Инженерная), специалистами государственной ветеринарной службы Республики Карелия установлены факты реализации продукции животного происхождения (рыбы, мяса) без обязательных ветеринарных сопроводительных документов.
07.12.2017

Покупатель вправе требовать у продавца ветеринарно-сопроводительные документы

В связи с проведением в г. Петрозаводске предновогодней городской ярмарки с 15 по 17 декабря, Управление ветеринарии Республики Карелия напоминает гражданам, что приобретая продукцию животного происхождения (мясо, рыбу, мёд и др.), вы имеете законное право потребовать у продавца ветеринарные сопроводительные документы на реализуемую продукцию

Архив новостей

Главная страница / Новости / 2014 / Ответы на вопросы

20 августа 2014

Ответы на вопросы

В связи с участившимися случаями обращений, связанных с несоблюдением гражданами ветеринарно-санитарных требований при содержании домашних
животных разных видов и птицы в личных подсобных хозяйствах, в личных подворьях, в садоводческих и дачных кооперативах Управление ветеринарии
Республики Карелия (далее – Управление) разъясняет.
При проведении Управлением контрольно-надзорных мероприятий в ряде личных подсобных хозяйств, подворий граждан, в садоводческих и дачных
кооперативах выявляются следующие нарушения законодательства Российской Федерации в области ветеринарии:
- ввоз в указанные хозяйства животных и птицы без согласования с государственной ветеринарной службой Республики Карелия, без сопровождения
ветеринарными сопроводительными документами;

- не проведение карантинных мероприятий при поступлении животных в хозяйство;

- не соблюдение ветеринарно-санитарных норм уборки, хранения и использования навоза и помёта.

Все указанные нарушения приводят (или могут привести) к заносу и распространению заразных болезней животных (инфекционных и инвазионных) в том числе
общих для человека и животных, конфликтным ситуациям с соседями и членами садоводческих и дачных кооперативов. Кроме того, за эти нарушения
предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, которые варьируют от 500 до 1000 рублей на граждан и от 3000 до 5000 рублей на
должностных лиц.

Законодательные акты Российской Федерации в области ветеринарии, регламентирующие ввоз и содержание животных и птицы в хозяйствах:

1. Основным законодательным актом в области ветеринарии является Закон РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 № 4979-1 (далее – Закон).

В соответствии с абзацем 6 ст.13 Закона – перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного
ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.
В соответствии со статьёй 18 Закона &ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в
ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Согласно абзацу 7 вышеуказанной статьи Закона предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных и производители продуктов
животноводства должны соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации
продуктов животноводства;
2. «Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов», утверждённые приказом Минсельхоза России от 16.11.2006 года № 422
(далее – Правила).
В соответствие с п.1.2 Правил - ветеринарные сопроводительные документы, характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно -
анитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды
животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и
реализации.

На основании п. 1.3 Правил животные, должны сопровождаться:

ветеринарными свидетельствами формы N 1 - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации;

ветеринарными справками формы N 4 - при перевозке грузов в пределах района (города).

3. «Правила ветеринарной обработки животных при их отборе и продаже колхозам, государственным хозяйствам и другим предприятиям и организациям и при
межхозяйственном обмене животными для племенных и производственных целей», утверждённых Главным управлением ветеринарии МСХ СССР 23.04.1979.
Во исполнение п.5 указанных правил - отобранные для продажи животные за месяц до вывода из хозяйства должны быть отделены от других животных
хозяйства, поставлены на профилактический карантин и обеспечены лучшими условиями ухода, содержания и кормления.
4. «Ветеринарно-санитарные правила подготовки к использованию в качестве органических удобрений навоза, помёта и стоков при инфекционных и
инвазионных болезнях животных и птицы», утверждённые Заместителем Начальника Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России В.В.Селивёрстовым от
04.08.1997 № 13-7-2/1027.
В соответствии с данными правилами - сооружения подготовки навоза, помёта и стоков располагают за пределами ограждений территорий ферм,
комплексов и птицефабрик, с подветренной стороны, и ниже водозаборных сооружений на площадке секционного типа с твердым покрытием.
Следует отметить немаловажное значение соблюдение расстояний от мест складирования навоза и помёта до жилой застройки. Чаще всего из-за этого возникают
конфликтные ситуации между соседями. В качестве рекомендации во избежание конфликтов, можно посоветовать взять письменное согласование у соседей на
складирование навоза и помёта в определённом месте, но с соблюдением ветеринарно-санитарных норм.
Сложнее получить согласование на содержание животных в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях (товариществах). Как
правило, в Уставах некоммерческих объединений предусмотрено ведение только садоводства и огородничества. Поэтому для содержания животных, птиц и пчёл
лучше всего получить разрешение у членов садоводческого товарищества.
Управление ветеринарии Республики Карелия рассчитывает, что соблюдение ветеринарных правил и данных рекомендаций поможет владельцам животных в
содержании животных и птицы в своих хозяйствах, избавит от нарушений законодательства Российской Федерации в области ветеринарии и конфликтных
ситуаций с соседями.
 
Вопрос: Разъясните возможности реализации на колхозных рынках животноводческой продукции непромышленного изготовления в связи с принятием технических регламентов Таможенного союза, касающихся продукции животного происхождения.
 
Ответ: Сообщаем, что пунктом 2 статьи 3 действующего технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 установлено, что действие данного документа не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях».

Пунктом 4 раздела I, вступающего в силу с 1 мая текущего года технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года № 68, установлено, что действие данного технического регламента не распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, производимую гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством. Также это не распространяется на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции, предназначенных только для личного потребления и не предназначенных для выпуска в обращение на территории Таможенного союза; процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение.

Таким образом, реализация вышеназванной продукции на таможенной территории Таможенного союза (в том числе на колхозных рынках) не запрещена.

Согласно пункта 53 раздела VII технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», после убоя туши и другие продукты убоя подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе и клеймению в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза. При этом процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза не попадают под действие указанного технического регламента.

В связи с изложенным, при реализации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления на продовольственных рынках, такая продукция должна быть подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе в соответствии с ветеринарным законодательством государства - члена Таможенного союза и соответствовать ветеринарно-санитарным требованиям, указанным в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» и техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».
 
 

В соответствии с Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 67 и от 9 октября 2013 г. № 68 приняты соответственно технические регламенты Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013) и «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013).

Вопрос: Установлены ли переходные положения по введению в действие указанных технических регламентов? Каким образом будет организована работа в этот период?

Ответ: Решениями Совета Евразийской экономической комиссии от
9 октября 2013 года № 67 и № 68 предусмотрено соответственно, что технические регламенты Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» и «О безопасности мяса и мясной продукции» вступают в силу с 1 мая 2014 года, за исключением отдельных положений указанных технических регламентов, которые вступают в силу в более поздние сроки с учетом готовности государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства к их реализации. Таким образом, указанные технические регламенты вступят в силу не ранее чем через 6 месяцев после их принятия, с целью обеспечения плавного перехода на требования технических регламентов Таможенного союза и в соответствии с обязательствами Российской Федерации при вступлении в ВТО.

С учетом практики введения в действие технических регламентов Таможенного союза приняты решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 г. № 297 и от 10 декабря 2013 г. № 298 о порядке введения в действие технических регламентов Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» и «О безопасности мяса и мясной продукции», которыми предусматривается установление «переходных» положений по применению требований принятых технических регламентов.

Так, в частности, установлено, что ранее выданные в соответствии с национальным законодательством документы о соответствии действуют до 31 декабря 2015 года.

К таким документам относятся декларации, сертификаты, свидетельства о государственной регистрации продукции.

Также до указанного срока действительны ранее выданные документы об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства (свидетельства о государственной регистрации продукции).

Вместе с тем данные документы будут действительны до окончания срока их действия, но не позднее 31 декабря 2015 года только в случае, если они выданы или приняты до 1 мая 2014 года в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования указанных технических регламентов.

Со дня вступления в силу технических регламентов (с 1 мая 2014 года) выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, не допускается.

Таким образом, указанные документы о соответствии (декларации, сертификаты, свидетельства о государственной регистрации продукции), предусмотренные требованиями национального законодательства государства-члена или ранее принятых актов договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, могут выдаваться только до дня вступления в силу данных технических регламентов, то есть до 1 мая 2014 года.

Также до 31 декабря 2015 г. допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу технического регламента.

Такая продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства-члена. Маркировка данной продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не допускается.

Таким образом, при наличии выданных до 1 мая 2014 года в отношении указанной продукции документов о соответствии в соответствии с требованиями национального законодательства государства-члена или ранее принятых актов договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства указанная продукция может производиться и выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза до
31 декабря 2015 года.

При этом обращение продукции, выпущенной в обращение на таможенной территории Таможенного союза в период действия указанных документов об оценке (подтверждении) соответствия, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства-члена.

Вместе с тем продукция при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия, выданных в соответствии с национальным законодательством обращается на территории того государства-члена, в соответствии с законодательством которого выдан документ о соответствии.

Также установлено, что до 1 мая 2015 г. допускаются производство и выпуск в обращение на таможенной территории Таможенного союза продукции, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента обязательной оценке (подтверждению) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, или законодательством государства-члена, без документов об обязательной оценке (подтверждении) соответствия продукции и без маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке). Таким образом, продукция, в отношении которой до 1 мая 2014 года не были установлены указанные обязательные требования, может производиться и выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза до 1 мая 2015 г. без документов о соответствии и маркировки национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке), предусмотренных национальным законодательством государства-члена или ранее принятыми актами договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Вопрос: Возможна ли реализация мяса, полученного от убоя сельскохозяйственных животных, получаемого гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством?

Ответ: Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 утвержден технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (далее – Технический регламент на пищевую продукцию), который вступил в силу с 1 июля 2013 года, за исключением требований к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции, рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Статьей 1 Технического регламента на пищевую продукцию определено, что он устанавливает, в частности объекты технического регулирования, требования безопасности к объектам технического регулирования, а также формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям Технического регламента.

Объектами технического регулирования Технического регламента на пищевую продукцию в соответствии с его статьей 3 являются пищевая продукция, включающая, в том числе продукты животного происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, а также продовольственное (пищевое) сырье, и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

Согласно статье 1 Технического регламента на пищевую продукцию требования к отдельным видам пищевой продукции, в том числе мясу и мясной продукции, и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, устанавливаемые иными техническими регламентами Таможенного союза, не могут изменять требования Технического регламента на пищевую продукцию.

Статьей 4 Технического регламента на пищевую продукцию установлено понятие «пищевая продукция непромышленного изготовления», под которым понимается пищевая продукция, полученная гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством и иными видами деятельности.

Частью 2 статьи 3 Технического регламента на пищевую продукцию определено, что его действие не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.

Технический регламент на пищевую продукцию устанавливает требования безопасности к непереработанной продукции животного происхождения, в том числе требования к процессам получения непереработанной пищевой продукции животного происхождения, определяемые статьей 19 указанного технического регламента, и требования к мясу и другому мясному сырью, определяемые Приложением 5 к указанному техническому регламенту.

В частности положениями указанной статьи Технического регламента на пищевую продукцию предусмотрено, что к убою для использования на пищевые цели допускаются здоровые продуктивные животные из хозяйств и (или) местности, благополучных в ветеринарном отношении. Непосредственно перед убоем продуктивные животные подлежат предубойному ветеринарному осмотру. После убоя туши продуктивных животных и другое непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения, полученное от их убоя, подлежат послеубойному осмотру и ветеринарно-санитарной экспертизе.

Кроме того, частью 1 статьи 19 Технического регламента установлено, что убой продуктивных животных производится в специально отведенных для этой цели местах, в том числе определены требования к проведению убоя продуктивных животных на производственных объектах.

Согласно определению, предусмотренному статьей 4 данного технического регламента, «производственный объект, на котором осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения» - объект (здание, строение, помещение, сооружение и иной объект), предназначенный для осуществления деятельности по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения и используемый при осуществлении указанной деятельности, принадлежащий юридическому лицу или физическому лицу в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющему указанную деятельность на праве собственности или ином законном основании.

Таким образом, статьей 19 Технического регламента на пищевую продукцию устанавливаются требования к процессам получения предназначенной для выпуска в обращение непереработанной пищевой продукции животного происхождения, осуществляемым как в условиях промышленного, так и непромышленного изготовления.

Вместе с тем статьей 21 Технического регламента на пищевую продукцию установлено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных данным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

При этом согласно статье 30 Технического регламента на пищевую продукцию оценка соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления животного происхождения требованиям, установленным Техническим регламентом на пищевую продукцию и иными техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции может проводиться в форме ветеринарно-санитарной экспертизы.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 68 (далее – Технический регламент на мясо и мясную продукцию), вступает в силу с 1 мая 2014 года, за исключением отдельных его положений, предусмотренных указанным Решением Совета Евразийской экономической комиссии.

Согласно пункту 1 Технического регламента на мясо и мясную продукцию данный технический регламент распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Пунктом 4 Технического регламента на мясо и мясную продукцию установлено, что его действие не распространяется на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Исходя из установленного пунктом 5 указанного технического регламента определения понятия «продукт убоя» (непереработанная пищевая продукция животного происхождения, полученная в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемая для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации, включающая мясо, субпродукты, жир-сырец, кровь, кость, мясо механической обвалки (дообвалки), коллагенсодержащее и кишечное сырье), следует, что Технический регламент на мясо и мясную продукцию устанавливает требования к продуктам убоя и мясной продукции, полученным на производственных объектах, осуществляющих деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения и подлежащих государственной регистрации согласно пункту 21 данного технического регламента в соответствии с положениями Технического регламента на пищевую продукцию.

При этом в соответствии с пунктом 147 Технического регламента на мясо и мясную продукцию продукты убоя и мясная продукция, прошедшие оценку (подтверждение) соответствия требованиям технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, должны маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

Согласно статье 39 Технического регламента на пищевую продукцию пищевая продукция непромышленного изготовления, предназначенная для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, не маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

Таким образом, Технический регламент на пищевую продукцию и Технический регламент на мясо и мясную продукцию устанавливают требования, в том числе к предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевой продукции животного происхождения (включая мясо и другое мясное сырье, в том числе продукты убоя), как полученной в результате убоя продуктивных животных в промышленных условиях, так и произведенной (полученной) гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством (т.е. непромышленного изготовления), а также к процессам, установленным в области применения указанных технических регламентов.

Следовательно, с даты вступления в силу Технического регламента на мясо и мясную продукцию (с 1 мая 2014 года) в соответствии со статьей 7 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года мясо и другое мясное сырье, полученное от убоя продуктивных (сельскохозяйственных) животных, в том числе полученное гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством, может выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что убой продуктивных (сельскохозяйственных) животных, принадлежащих гражданам и (или) содержащихся в личных подсобных хозяйствах, осуществлялся в специально отведенных для целей убоя местах, а мясо и другое мясное сырье, полученное от убоя этих животных, прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные указанными техническими регламентами Таможенного союза.

Принимая во внимание, что ни Технический регламент на пищевую продукцию, ни Технический регламент на мясо и мясную продукцию не устанавливают требования к специально отведенным для целей убоя местам в отношении пищевой продукции животного происхождения непромышленного изготовления, уполномоченные в области ветеринарии органы государств-членов Таможенного союза, руководствуясь нормами национального законодательства, могут определять требования к специально отведенным местам для проведения убоя продуктивных животных с целью получения непереработанной пищевой продукции животного происхождения непромышленного изготовления, выпускаемой в обращение, обеспечивающие ее безопасность.

До дня вступления в силу Технического регламента на мясо и мясную продукцию (до 1 мая 2014 года) в соответствии с пунктом 3.1. Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» в отношении указанной продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действуют положения нормативных правовых актов Таможенного союза или законодательства государства - члена Таможенного союза.

Данный материал размещен на сайте Евразийской Экономической Комиссии

http://www.eurasiancommission.org/ru/act/texnreg/deptexreg/questions/Pages/default.aspx